Самый первый интернет-мем

История «Dancing Baby»
Понятие «мем» вошло в научный обиход задолго до появления интернета – его ввёл Ричард Докинз в 1976 году, описав мемы как единицы культурной информации, способные самораспространяться. С появлением сетевых сообществ в 80–90-х годах начали зарождаться и первые сетевые мемы. Изначально это были текстовые шутки и концепты, распространяемые в узких кругах, например на форумах Usenet. Классическим примером такого раннего сетевого фольклора стал «закон Годвина» (сформулирован в 1990 году Майком Годвином) – шутливое правило, гласящее, что по мере разрастания онлайн-дискуссии вероятность сравнения кого-либо с нацистами или Гитлером стремится к единице​. Некоторые исследователи называют закон Годвина самым первым интернет-мемом​, хотя в то время термин «мем» ещё не был общеупотребим, а сами мемы были преимущественно текстовыми.

Настоящая эпоха интернет-мемов началась несколько позже, когда в онлайн-среде стало возможным делиться изображениями и видео. Именно в середине 1990-х появился первый по-настоящему вирусный мем – забавный анимированный ролик «Dancing Baby» («Танцующий младенец»), который получил широкую известность за пределами узкого круга интернет-энтузиастов​. Этот мем считается одним из первых примеров того, как цифровое творчество стало массовой культурой.

Появление «Dancing Baby»

«Dancing Baby» родился в 1996 году как побочный продукт разработки программного обеспечения для 3D-анимации. Группа аниматоров из калифорнийской компании Unreal Pictures (Майкл Джирар, Сьюзан Амкраут и Джон Чедвик) работала над новым инструментом Character Studio – плагином для программы Autodesk 3D Studio Max​. В качестве демонстрации возможностей этого плагина команда создавала образцы анимации человекоподобного скелета («biped»). Аниматор Роберт Лурье подготовил серию забавных движений для виртуального скелета (танец в стиле ча-ча-ча), а художник Тони Моррил разработал фотореалистичную 3D-модель младенца​. Затем аниматор Джон Чедвик совместил эти наработки – «надев» модель младенца на анимированный скелет – и получил несколько секунд танца ребенка в подгузнике​.

Получившийся ролик представлял собой 3D-анимацию младенца, исполняющего танец ча-ча-ча. Изначально предполагалось включить этот забавный танец в библиотеку примеров Character Studio. Его даже показывали на конференции SIGGRAPH в 1995 году, привлекая внимание специалистов по компьютерной графике​. Однако руководители Unreal Pictures посчитали танцующего младенца слишком странным и «жутковатым» для массового использования и не включили его в финальный продукт​. Тем не менее, анимация не была забыта – файл с моделью танца остался среди примеров, прилагаемых к программному пакету.
Кадр из оригинальной 3D-анимации «Dancing Baby», показывающий танцующего младенца в подгузнике
Сам мем «Dancing Baby» изначально существовал в виде короткого видеофайла (в формате AVI) продолжительностью около 5–6 секунд. На чёрном фоне бесстрастный на вид младенец в одном подгузнике выполняет энергичные па, двигая руками и покачивая бедрами в ритме танца ча-ча-ча. Примечательно, что первоначальный ролик распространялся без звукового сопровождения – это была чисто визуальная 3D-анимация​. Возможно, именно отсутствие эмоций на лице ребёнка и отсутствие звука придавали действию легкий эффект криповости, хотя многим зрителям танцующий малыш казался просто смешным и милым.

Чуть позже анимацию сопроводили музыкой – к ролику добавили фрагмент песни “Hooked on a Feeling” шведской группы Blue Swede, знаменитой своим запоминающимся вступлением «Ooga-Chaka, Ooga-Ooga»​. Благодаря этому саундтреку мем получил одно из своих популярных названий – Oogachaka Baby. С музыкальным сопровождением танец выглядел еще комичнее: серьезный малыш ритмично пританцовывает под зажигательные звуки “Ooga-Chaka”, чем неизменно вызывал улыбку у наблюдателей. Таким образом, «Dancing Baby» стал визуально-аудиальным мемом, хотя в сети ходили обе версии – и без музыки (в формате GIF), и с наложенной мелодией (в видеоформате).

Смыслового посыла как такового у мема не было – это был скорее забавный курьез, демонстрирующий возможности новой компьютерной графики. Тем не менее, образ танцующего младенца быстро оброс разными интерпретациями. Позже, когда мем попал в телевизионный сериал «Элли Макбил», его использовали как метафору «биологических часов» главной героини – младенец чудился ей в воображении, напоминая о желании завести ребенка. В других контекстах «Dancing Baby» просто выступал как символ ранней интернет-эпохи – странной и забавной одновременно.

Вирусное распространение

Создатели анимации поначалу не планировали делать из неё сенсацию – ролик служил демонстрацией для профессионалов. Но случай вмешался: сотрудник студии LucasArts по имени Рон Люсье получил доступ к файлу танцующего младенца (по одной версии – из базы данных Autodesk). Находясь под впечатлением от увиденного, Люсье решил поделиться забавной находкой с другими. В 1996 году он наложил на безмолвную анимацию тот самый звуковой отрывок «Ooga-Chaka» из Hooked on a Feeling и разослал получившийся видеоклип своим знакомым по электронной почте в качестве шутки​. Этим действием Люсье запустил вирусный эффект, сам того не ожидая.

Как позже вспоминал Рон Люсье, уже через неделю после отправки первого письма коллеги сообщали ему, что «тот самый танцующий младенец» пришёл им от знакомых из других компаний, из разных концов страны​. Ролик пересылали друзьям и коллегам, те – своим знакомым, и вскоре «Dancing Baby» начал самостоятельно «размножаться» в почтовых ящиках сотен пользователей по всему миру. Для середины 90-х такая скорость распространения была чем-то новым: интернет-аудитория ещё была относительно небольшой, социальные сети отсутствовали, а передача мультимедиа затруднена низкой скоростью соединения. Тем не менее, забавный AVI-файл с младенцем умудрился обойти эти ограничения, став вирусной рассылкой в до-соцсетевую эпоху​.

Дополнительный толчок популярности произошёл в конце 1996 года, когда веб-разработчик Джон Вуделл конвертировал исходное видео в формат GIF​. GIF-анимация весила куда меньше, чем оригинальный видеоролик, и её можно было просматривать напрямую в браузере. Хотя при конвертации пропал звук и снизилось качество, это даже сыграло на руку распространению – GIF-файл было проще прикрепить на веб-страницы и отправлять через сеть. После появления GIF-версии танцующий младенец заполонил уже не только почтовые ящики, но и первые личные сайты, блоги и форумы: пользователи вставляли его на свои страницы, делились ссылками. К 1997 году масштаб популярности «Dancing Baby» достиг впечатляющих размеров​. Мем вышел за пределы узкого ИТ-сообщества и стал узнаваем широкой публикой, которая тогда только начинала осваивать интернет.

Попадание мема в массовую культуру

Героиня сериала «Элли Макбил» (Элли, слева) и галлюцинация в виде танцующего младенца – эпизод, благодаря которому мем получил новую волну популярности в массовой культуре (1998).
Необычный сетевой феномен привлёк внимание традиционных СМИ. В 1997–1998 годах сюжеты о танцующем младенце появились на крупных телеканалах и в печатной прессе​. Журналисты пытались осмыслить это новое явление: ранее ни один интернет-мем не выходил столь явно за пределы онлайн-сообщества​. В январе 1998 года «Dancing Baby» совершил беспрецедентный шаг – перекочевал на телевидение в рамках популярного сериала «Элли Макбил» (Fox). В нескольких эпизодах этого шоу CGI-младенец появлялся в воображении главной героини, символизируя её подсознательные страхи и желания. Этот момент стал, по сути, первым случаем, когда образ, родившийся в интернете, настолько явно проник в массмедиа​. Телезрители, не знакомые с сетевым фольклором, удивлялись причудливой танцующей фигурке, а интернет-пользователи ликовали, видя «своего» мемного героя на большом экране.

После появления в «Элли Макбил» слава танцующего младенца взлетела ещё выше. Мем стали узнавать люди, далёкие от интернета, его образ пародировали в других телешоу. Так, в одном из эпизодов мультсериала «Симпсоны» (2000 год) был показан танцующий Иисус-младенец – прямая отсылка к феномену «Dancing Baby»​. Младенца копировали в рекламных роликах (например, в 1998 году вышла реклама воды Evian с танцующими младенцами). Художник из Сиэтла Роб Шеридан создал фанатский сайт “The Dancing Baby Unofficial Page”, посвящённый мему​. Появились и народные ремиксы: энтузиасты придумывали новых «танцующих младенцев» – от Kun-Fu Baby до Rasta Baby – изменяя музыку или облик персонажа​. К концу 90-х танцующий младенец превратился в настоящий символ интернет-культуры того десятилетия.

Важно отметить, что всплеск популярности «Dancing Baby» пришёлся на период, когда само слово «мем» ещё не было широко известно. По сути, люди наслаждались явлением, не имея для него названия – термин «интернет-мем» лишь начинал проникать в лексику в конце 90-х​. Таким образом, танцующий младенец стал мемом до того, как это стало мейнстримом. Его успех подготовил аудиторию к новой культуре – культуре мемов, распространяющихся словно вирус.
История «Dancing Baby» знаменует собой поворотный момент в развитии цифровой культуры. Впервые стало очевидно, что развлекательный контент, созданный пользователями (или случайно возникший в недрах программистских экспериментов), может распространяться по всему миру без участия традиционных медиа. Танцующий младенец показал силу вирусного эффекта: смешной ролик передавали друг другу просто потому, что он вызывал эмоции – удивление, смех, умиление или даже легкий испуг. Это задало шаблон для множества последующих мемов.

Принято считать, что «Dancing Baby» – первый настоящий интернет-мем в современном понимании​. Он соединил в себе черты, которые стали классическими для мемов: долю абсурда, технологическую новизну, юмор и способность к модификациям. После успеха танцующего младенца аналогичные вирусные хиты стали появляться чаще. Уже в 1998 году интернет покорила страничка Hampster Dance – простенькая GIF-анимация с танцующими хомячками под ускоренный саундтрек​. Её создательница вдохновлялась идеей сделать «звезду интернета» из своего хомячка – сюжет, во многом напоминающий историю младенца, хотя и возникший независимо. Появились и другие феномены: «All Your Base Are Belong to Us» (распространившийся мем-фраза из видеоигры в 2000 году), Doge, Rickroll и бесчисленные последующие мемы – все они в чем-то являются наследниками того самого первого опыта, когда забавная находка из сети захватила массовое воображение.

Вклад «Dancing Baby» в историю цифровой культуры трудно переоценить. Этот мем продемонстрировал, что интернет может быть инкубатором поп-культуры – местом, где рождаются тренды, подхватываемые затем телевидением, музыкой, кино. Случай с танцующим младенцем показал продюсерам и рекламщикам, что можно черпать идеи из сетевых феноменов, а пользователям – что и они способны создавать культуру, а не только потреблять её. Недаром спустя годы про танцующего младенца вспоминали как про культурный символ 90-х​. Он часто включается в ретроспективные списки знаковых явлений интернета.

Влияние на мемы в целом

Хотя с момента появления «Dancing Baby» прошло почти 30 лет, он по-прежнему остаётся узнаваемым. Старожилы сети вспоминают его с ностальгией, а молодые пользователи узнают о нём из хроник интернет-истории. В 2006 году оригинальный ролик был загружен на YouTube, набрав миллионы просмотров​, – к тому моменту мем уже стал «классикой» и объектом ностальгии. Впоследствии энтузиасты не раз возвращались к образу танцующего младенца: появлялись HD-ремастеры GIF-анимации​, обсуждались фанатские ремейки. В 2022 году стало известно о проекте выпустить легендарного младенца в виде NFT-коллекции, фактически дав ему «вторую жизнь» на новой витке технологий​. Всё это свидетельствует о прочном месте, которое «Dancing Baby» занял в истории мемов.

Влияние первого интернет-мема ощущается и в современной мем-культуре. Он доказал, что простая по содержанию, но необычная по форме находка способна захватить внимание миллионов – принцип, по которому «выстреливают» вирусные ролики и картинки по сей день. Последующие поколения мемов совершенствовали формат, но шли по проторенной дорожке: короткие смешные видео, GIFы, изображения с подписями – всё это эволюция того самого раннего опыта. Многие современные мемы используют приёмы, схожие с «Dancing Baby»: сочетание милого и абсурдного, отсылки к поп-культуре, повторяемость и распространение на новых платформах (соцсетях, мессенджерах).

Можно с уверенностью сказать, что первый мем интернета открыл новую эру в коммуникации. После него интернет из среды академического общения и хранилища информации всё больше превращался в пространство народного творчества и юмора. «Dancing Baby» стал отправной точкой отсчёта для бесконечной череды мемов, от простых картинок до сложных культурных феноменов. И хотя технология ушла далеко вперед, образ смешного танцующего младенца остаётся памятником тем временам, когда мы все впервые узнали, что такое – посмеяться вместе со всем миром.
Подводя итог, «Dancing Baby» – это не просто забавный ролик из 90-х, а культурный артефакт цифровой эпохи. Его история появления (от эксперимента программистов до всемирной известности) наглядно показала, как рождается и живёт интернет-мем. Благодаря танцующему младенцу мы получили ранний пример вирусного распространения контента, увидели, как интернет-вирус может перескочить в телевизор, и убедились, что онлайн-шуточка способна объединить людей по всему миру общим впечатлением. Сегодня, оглядываясь на путь мемов от «Dancing Baby» до современных трендов, можно проследить эволюцию целого пласта культуры. И в этой эволюции первый мем интернета всегда будет занимать особое, почётное место – как пионер и вдохновитель множества цифровых шедевров, которые последовали за ним.
Made on
Tilda